Наука
Выполняемые проекты
/
AP08053014 Гепатит Е среди домашних и диких птиц в Казахстане: молекулярная эпидемиология возбудителя

Тема проекта: AP08053014 «Гепатит Е среди домашних и диких птиц в Казахстане: молекулярная эпидемиология возбудителя».

Цель проекта: Цель проекта заключается в исследовании распространения и молекулярной эпидемиологии HEV домашних и диких птиц на территории Казахстана, получении данных о происхождении и естественных резервуарах патогенных вариантов возбудителя, и отборе наиболее актуальных вариантов для разработки диагностических препаратов.

Текущая ситуация. Предпосылками к разработке проекта послужили конкретные данные о наличии у птиц на территории РК Orthohepevirus, представляющего потенциальную угрозу птицеводству. Обоснованием научной новизны и принципиальным отличием проекта от существующих аналогов служит его направленность на инфицированность домашних и диких птиц Казахстана, в том числе перелетных, гепатитом Е, ранее эта проблема не изучалась.

Имеющаяся проблема. HEV на всем протяжении истории изучения продемонстрировал значительное геномное разнообразие, его различные штаммы обнаружены во всем мире у людей, и животных многих видов. Генетическая изменчивость и постоянная эволюция способствуют уникальному физиопатогенезу возбудителя и адаптации к новым хозяевам, при этом наносимый экономический и социальный урон огромен. Анализ последовательности генома новых птичьих изолятов HEV может предоставить важную информацию об эволюции этого опасного инфекционного патогена.

Конечные результаты:

- за 2020 год: Будут исследованы биопробы от домашних и диких птиц на наличие РНК HEV. Будут отобраны образцы тканей и сывороток крови больных и павших птиц из криоархива лаборатории с целью выделения РНК HEV. Будут отработаны оптимальные режимы экстракции РНК HEV из тканей домашних и диких птиц. Будут собраны биологические образцы и патологические материалы от птиц в различных регионах РК. Будут выявлены ПЦР положительные на РНК HEV образцы. Будет опубликована одна статья в рецензируемом отечественном издании с ненулевым импакт-фактором (ДНАН, Вестник НАН РК, Известия НАН РК, МиВ).

- за 2021 год: Будут исследованы биопробы от домашних и диких птиц на наличие РНК HEV. Будут собраны биологические образцы и патологические материалы от птиц в различных регионах РК. Будут выявлены ПЦР положительные на РНК HEV образцы. Будут установлены полные нуклеотидные последовательности генов структурных белков HEV и определен их аминокислотный состав. На секвенаторе MiSeq Illumina будут определены полные последовательности ORF1, ORF2, ORF3 казахстанских вариантов HEV. Будет опубликована одна статья в рецензируемом зарубежном издании, индексируемом в базах данных Web of Science или Scopus.

- за 2022 год: Будут выявлены ПЦР положительные на РНК HEV образцы. На секвенаторе MiSeq Illumina будут определены полные последовательности ORF1, ORF2, ORF3 казахстанских вариантов HEV. Будут установлены эволюционные линии, генотипы, и кластеры казахстанских вариантов HEV. Будут описаны патоморфологические и гистологические поражения птиц инфицированных HEV. В ИФА будут выявлены анти-HEV антитела, определены частоту инфицирования птиц в Казахстане и круг видов-носителей возбудителя. Будут построены эволюционные древа и определен филогенез казахстанских вариантов HEV. Будут отобраны казахстанские варианты HEV с оптимальной последовательностью РНК для приготовления и диагностических препаратов.

Руководитель проекта - Баймаханова Байкен Бекарыстановна, кандидат биологических наук, Scopus author ID: 57267464700

Исполнители:

Сейдалина Айгерим Бекбулатовна – магистр биотехнологии, Scopus author ID: 6505628190, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=6505628190.

Касымбеков Ермухаммет Торебекович, магистр ветеринарии, Scopus author ID: 57193008573, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57193008573.

Сулейменова Сымбат Амангельдыевна, ORCID  0000-0003-4107-0681