Наука
Выполняемые проекты
/
AP08855617 Метагеномный мониторинг возбудителей вирусных и бактериальных инфекций верблюдов Казахстана

Цель проекта: Цель проекта заключается в выявлении спектра вирусных и бактериальных популяций, циркулирующих среди верблюдов в Казахстане и представляющих опасность для здоровья человека и животных, их молекулярно-генетических исследованиях и разработке протокола массового параллельного секвенирования биологических образцов..

Текущая ситуация. С проникновением высоких технологий в молекулярную биологию и смежные отрасли, открываются новые горизонты для изучения, казалось бы, хорошо известных объектов животного мира. Одним из таких объектов, заслуживающих пристального внимания, является домашний верблюд. До недавнего времени он считался обычным сельскохозяйственным животным с характерными только для него вирусными инфекциями. Обнаружение в 2013 г. коронавируса Ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV) и после него другого нового верблюжьего коронавируса UAE-HKU23 у дромадеров, стало причиной повышенного интереса к поиску новых патогенов у этих животных.

Имеющаяся проблема. Дополнительной причиной выдвижения данного проекта для финансирования стали частые обращения верблюдоводов западного Казахстана в 2018-2020 гг. в связи со вспышками болезней среди верблюдов и значительной их смертностью. В ходе предварительного метагеномного анализа выявлены предположительно новые штаммы клостридий, послужившие причиной смертности у верблюдов, а также обнаружено значительное распространение оспы верблюдов в регионе.

Ожидаемые результаты:

- за 2020 год: Будет осуществлен сбор биопроб в виде глазных, носоглоточных, ротовых и ректальных смывов от верблюдов, приготовление библиотек. В результате НИР будут выявлены вирус- и бактерии содержащие пробы из собранных материалов, выбран наиболее оптимальный путь получения библиотек;

- за 2021 год: Будет осуществлен сбор глазных, носоглоточных, ротовых и ректальных смывов от верблюдов, их исследование с помощью массового параллельного секвенирования и последующий биоинформационный анализ.В результате НИР будут выявлены вирус- и бактерии содержащие пробы и проведены их молекулярно-генетические и филогенетические исследования;

- за 2022 год: Будет осуществлен сбор проб от верблюдов, их секвенирование, биоинформационный анализ, определение филогенетических взаимоотношений и выделение чистых культур вирусов. Будут проведены серологические исследования.  В результате НИР будут выявлены вирус и бактерии содержащие пробы и проведены их молекулярно-генетические и филогенетические исследования с выделением чистых культур вирусов и бактерий. Сведения о наличии антител к MERS коронавирусу у верблюдов Казахстана будут получены. Будет опубликована 1 статья в рецензируемом научном издании, входящем в 1, 2 или 3 квартили в базе Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 50 (пятидесяти), либо 1 зарубежный или международный патент, включенный в базу данных Derwent Innovations Index (Web of Science, Clarivate Analytics). Также будут опубликованы 2 статьи с ненулевым импакт-фактором в рецензируемом отечественном издании, рекомендованном КОКСОН, а также рекомендация по внедрению либо заявка на проект коммерциализации, в зависимости от полученных результатов.  Планируется публикация статьи в зарубежном рецензируемом журнале Virology Journal (индекс цитирования Scopus CiteScore издания равен 2.48, https://www.scopus.com/sourceid/130035) либо в другом рецензируемом научном издании, входящем в 1, 2 или 3 квартили в базе Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 50 в зависимости от политики журнала.

Руководитель проекта - Карамендин Кобей Омертаевич – кандидат ветеринарных наук, Scopus author ID: 6505628190, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=6505628190.

Исполнители:

Кыдырманов Айдын Исагалиевич, доктор ветеринарных наук, Researcher ID: P-8825-2019; Scopus author ID: 6507024441,  https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=6507024441.

Даулбаева Клара Дакишевна, к.б.н., СНС, https://orcid.org/0000-0001-5618-3385